RSS

Городской портал госуслуг
 

Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения

08:05 21.10.2019

1. Введение

Проблема повышенного акустического воздействия на приаэродромной территории является острой и актуальной. Шум относится к главному фактору риска здоровью населения в окружении аэропортов. По результатам социально-гигиенических исследований, наибольший процент жалоб среди населения, проживающего на территориях около аэропортов приходится на авиационный шум от взлета, посадки, использования реверса тяги двигателей.

Уровни шума на приаэродромной территории за последние десятилетия претерпевали существенные изменения, что связано с заменой воздушных судов на менее шумные типы и увеличением интенсивности воздушного движения.

Международной организацией гражданской авиации – ИКАО установлены технические нормы (Приложение 16 «Охрана окружающей среды» к Чикагской конвенции ИКАО), которые требуют поэтапного уменьшения уровней авиационного шума. Установление и ужесточение требований к существующим и разрабатываемым воздушным суднам ускоряет научно-технический прогресс – общая величина снижения уровней шума начиная с 1960 г. составила более 40 дБ.

На текущий момент, прогресс снижения уровней шума вблизи аэропортов значительно улучшился, но острота проблемы не уменьшилась, что приводит к необходимости проведения измерений уровней авиационного шума.

2. Нормирование авиационного шума

Нормируемыми параметрами авиационного шума на территории жилой застройки являются эквивалентный уровень звука (LAэкв) и максимальный уровень звука (LAmax).

Требования к уровням шума вокруг аэропортов регулируются следующими документами:

– ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения» [1];

– СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки» [2];

– СП 51.13330.2011 «Защита от шума» [3];

– Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума [4].

В соответствии с [1] на вновь проектируемых территориях жилой застройки вблизи существующих аэропортов и на существующих территориях жилой застройки вблизи вновь проектируемых аэропортов уровни авиационного шума не должны превышать значений, указанных в таблице 1. Нормативные значения эквивалентных и максимальных уровней звука на территории, непосредственно прилегающие к жилым домам, зданиям больниц и санаториев, площадки отдыха на территории микрорайонов и т.д. приведенные в [2,3] указаны таблице 2.

Таблица 1

Предельно допустимые значения уровней авиационного шума согласно [1]

Время суток

Эквивалентный уровень звука LAэкв, дБА

Максимальный уровень звука при единичном воздействии LAmax, дБА

День (с 7.00 до 23.00 ч)

55

75

Ночь (с 23.00 до 7.00 ч)

45

65

Таблица 2

Предельно допустимые значения уровней авиационного шума согласно [2,3]

Время суток

Эквивалентный уровень звука LAэкв, дБ (А)

Максимальный уровень звука при единичном воздействии LAmax, дБ (А)

День (с 7.00 до 23.00 ч)

55

70

Ночь (с 23.00 до 7.00 ч)

45

60

Согласно [4] устанавливаются четыре зоны, определяющие пригодность территории в окрестностях аэропорта к застройке из условий шума (Таблица 3).

Таблица 3

Пригодность территории в окрестностях аэропорта к застройке из условий шума [4]

Назначение

Строительство зданий в зонах

А

Б

В

Г

Жилые здания, детские дошкольные учреждения

Разрешается

Разрешается с повышенной звукоизоляцией наружных ограждений, обеспечивающей снижение шума 25 дБА

Разрешается с повышенной звукоизоляцией наружных ограждений, обеспечивающей снижение шума 30 дБА

Запрещается

Поликлиники

Разрешается в части зоны с уровнями в дневное время LAэкв>55 дБА без ограничения LAэкв= 56-60 дБА с повышенной звукоизоляцией, (25 дБА)

Разрешается с повышенной звукоизоляцией обеспечивающей снижение шума 30 дБА

Разрешается с повышенной звукоизоляцией обеспечивающей снижение шума 30 дБА

Запрещается

Школы и другие учебные заведения

Разрешается

Разрешается с повышенной звукоизоляцией обеспечивающей снижение шума 25 дБА

Разрешается с повышенной звукоизоляцией обеспечивающей снижение шума 25 дБА

Запрещается

Гостиницы, общежития

Разрешается

Разрешается с повышенной звукоизоляцией обеспечивающей снижение шума 20 дБА

Разрешается с повышенной звукоизоляцией обеспечивающей снижение шума 25 дБА

Запрещается

Административные здания, проектные и научно-
исследовательские организации

Разрешается

Разрешается

Разрешается

Разрешается при обеспечении необходимой звукоизоляции

Рисунок к статье по АШ.jpg



Рис. 1 – Иллюстрация зон ограничения жилой застройки

Наличие нескольких действующих документов, создает трудности в регламентировании акустической обстановки на территориях жилой застройки, прилегающих к аэропортам.

3. Методика измерений

Измерения авиационного шума проводят в условиях нормальной деятельности аэропорта в периоды наиболее интенсивного движения и при полетах ВС наиболее шумных типов в дневное (с 07 до 23) и ночное (с 23 до 07) время суток. В каждый период проводят не менее чем трех непосредственных измерений с последующим осреднением.

Чтобы получить достоверную оценку эквивалентного уровня звука (LAэкв), на интервале, равном продолжительности измерений, необходимо зафиксировать пять или более самолетов каждого типа, существенно влияющих на значение LAэкв [5].

За значение максимального уровня звука (LAmax) в точке измерений принимается наибольший корректированный уровень звукового давления по 20 или более, но не менее пяти, пролётам на наиболее шумных режимах полёта [5].

Наиболее существенное акустическое воздействие происходит при взлете и посадке воздушного судна, в том числе с использованием реверса тяги авиадвигателей. Так как курс взлета и посадки зависит от направления ветра, для одной и той же точки могут наблюдаться различные режимы работы аэропорта. Данный факт необходимо учитывать с целью соблюдения требований [6], чтобы в процессе измерений были зарегистрированы все типичные шумовые ситуации в месте измерений, в том числе и наиболее шумные периоды действия источников шума.

4. Выбор точек и условия измерений

Измерения авиационного шума проводят в соответствии с требованиями [6] на открытых площадках (вне звуковой тени) или на расстоянии не менее 2 м. от отражающих конструкций зданий. Рабочий центр микрофона шумомера располагают на высоте 1,2 м над уровнем земной поверхности площадки. Измерительный микрофон или шумомер с микрофоном закрепляется на штативе, установленном в точке измерения. Ось микрофона должна быть ориентирована в сторону ожидаемого максимального излучения шума. Если скорость ветра превышает 1 м/с, то при измерениях используют ветрозащитный экран для микрофона.

Измерения проводятся при следующих атмосферных условиях:

· атмосферные осадки отсутствуют;

· температура воздуха от -10 до +40°С (при применении средств измерений класса 1 при температурах от -10 до +50°С);

· относительная влажность воздуха от 30 до 90%;

· скорость ветра на высоте 1,5 м (включая порывы) не более 5 м/с.

5. Список литературы

1. ГОСТ 22283-2014 «Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения».

2. СН 2.2.4/2.1.8.562-96 «Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки».

3. СП 51.13330.2011 «Защита от шума».

4. Рекомендации по установлению зон ограничения жилой застройки в окрестностях аэропортов гражданской авиации из условий шума. М. СТРОЙИЗДАТ, 1987.

5. ГОСТ 31296.2-2006 «Шум. Описание, измерение и оценка шума на местности. Часть 2. Определение уровней звукового давления».

6. ГОСТ 23337-2014 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий».


Статью подготовил:

Инженер-эксперт лаборатории Светлов В.В.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

В этом материале упоминаются:

Лаборатория санитарно-эпидемиологического и радиационного контроля