RSS

Городской портал госуслуг
 

Требования пожарной безопасности к городским автотранспортным тоннелям и путепроводам тоннельного типа с длиной перекрытой части не более 300 м

10:18 28.09.2018

В условиях стесненной городской застройки строительство автомобильных тоннелей позволяет избежать пересечения транспортных потоков, что значительно снижает вероятность образования «пробок», делает передвижение на автомобиле более комфортным.

Приказом МЧС России от 08.12.2014 № 684 утвержден и введен в действие СП 166.131500.2014 «Свод правил. Городские автотранспортные тоннели и путепроводы тоннельного типа с длиной перекрытой части не более 300 м. Требования пожарной безопасности». Применение данного свода правил обеспечивает соблюдение требований, установленных Федеральным законом от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

01денис.jpg

Пределы огнестойкости конструкций тоннелей следует предусматривать по таблице 1.

Таблица 1

Наименование

Предел огнестойкости

1

Несущие конструкции тоннелей: обделка (стены, перекрытия), колонны

R 180

2

Ненесущие стены и перегородки помещений с горючими материалами, электрооборудованием (камеры тоннельной вентиляции, водоотливных установок, трансформаторов, электрощитовых и т.п.), перегородки и перекрытия тамбур-шлюзов помещений категории А и Б

REI (EI) 45

3

Стены лестничных клеток

REI 120

4

Марши и площадки лестниц

R 60

4*

Защита дверных проемов в лестничной клетке

EIS 60

5

Защита дверных проемов в служебно-технических и вспомогательных помещениях

EIS 45

Отделка элементов конструкций тоннеля должна выполняться из негорючих материалов.

Класс пожарной опасности строительных материалов тоннеля следует принимать К0.

Несущие конструкции каркасов шумозащитных экранов на рамповых участках тоннелей следует выполнять с пределом огнестойкости не менее R 45. Ограждение шумозащитных экранов следует выполнять из негорючих материалов.

Огнестойкость конструкций наземных служебно-технических и вспомогательных сооружений следует определять в соответствии с СП 2.13130.

Дверной проем, соединяющий объем тоннеля с подземными притоннельными сооружениями, следует защищать противопожарными дверями с пределом огнестойкости EIS 90.

Кабельные коллекторы (при наличии) по всей длине через каждые 150 м должны быть разделены противопожарными перегородками с пределами огнестойкости EI 45 с заполнением дверных проемов противопожарными дверями с пределом огнестойкости не менее EIS 30.

Для дорожного покрытия не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью чем Г1.

В перекрытой части однополосных и двухполосных тоннелей длиной более 60 м не допускается предусматривать уклоны более 3%.

На рамповых стенах протяженностью свыше 150 м необходимо предусматривать вертикальные пожарные лестницы шириной не менее 0,9 м. Расстояние между пожарными лестницами на каждой рамповой стене должно быть не более 150 м.

В перекрытой части тоннеля и на рамповых участках следует предусматривать не менее одного служебного прохода, конструктивно выполненного без разрывов.

Возвышение служебного прохода над уровнем проезжей части следует предусматривать не менее 0,4 и не более 0,6 м, а ширину не менее 0,75 м.

Эвакуационные пути и выходы из притоннельных сооружений следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 1.13130.

Допускается предусматривать эвакуационные пути и выходы из притоннельных сооружений на рампу.

В перекрытой части тоннеля следует предусматривать фотолюминесцентную эвакуационную систему в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143.

В тоннеле системы автоматической пожарной сигнализации и оповещения людей о пожаре должны соответствовать требованиям СП 3.13130, СП 5.13130.

02денис.png

Системами автоматической пожарной сигнализации следует оборудовать все помещения и сооружения, кроме помещений:

венткамер (приточных, а также вытяжных, не обслуживающих производственные помещения категории А или Б) и других помещений для инженерного оборудования сооружения, в которых отсутствуют горючие материалы;

категории В4, Г и Д по пожарной опасности;

лестничных клеток;

перекрытой части тоннеля.

Вывод сигналов о срабатывании систем пожарной сигнализации следует предусмотреть в диспетчерскую эксплуатирующей организации. Сигнал о пожаре следует дополнительно сблокировать с установленным перед въездом в тоннель электрифицированным табло о запрещении въезда в тоннель.

Автоматическую систему пожарной сигнализации следует предусматривать интегрированную, адресно-аналоговую. Емкость приемно-контрольных приборов следует принимать с учетом 20% резерва.

Ручные пожарные извещатели должны быть установлены в притоннельных сооружениях, служебно-технических и вспомогательных помещениях.

Места установок кнопок ручных пожарных извещателей должны быть обозначены знаками пожарной безопасности.

В тоннелях с длиной перекрытой части более 100 м следует предусматривать систему видеонаблюдения с выводом изображения в диспетчерскую эксплуатирующей организации. Изображение с видеокамер рекомендуется интегрировать в общегородскую систему управления движением.

Притоннельные сооружения (в т.ч. кабельные коллекторы), служебно-технические и вспомогательные помещения должны быть оборудованы системами оповещения людей о пожаре 2-го типа в соответствии с СП 3.13130.

В тоннелях протяженностью более 100 м следует устанавливать средства связи (телефонные аппараты) для передачи информации об авариях, пожарах и других чрезвычайных ситуациях в диспетчерскую эксплуатирующей организации. Средства связи целесообразно устанавливать рядом с пожарными кранами и обозначать соответствующими указателями.

В тоннелях с длиной перекрытой части более 100 м необходимо предусмотреть прокладку сухотруба Ду 100, проложенного по одной стороне каждого ствола тоннеля с установкой на нём пожарных кранов Ду 65. Расход воды для целей внутреннего противопожарного водопровода следует предусмотреть 2x5 л/с. Расстояние между пожарными кранами определяется по расчету. Сухотруб следует оборудовать патрубками диаметром 89 (77) мм, оборудованными вентилями, обратными клапанами и соединительными головками ГМ-80, предназначенными для подключения пожарных автомобилей.

Места расположения соединительных головок для подключения пожарных автомобилей следует обозначать знаками пожарной безопасности.

Сухотруб следует предусматривать из стальных бесшовных труб.

На пониженных участках сухотруба следует предусматривать спускные краны Ду15.

В тоннелях с длиной перекрытой части более 100 м необходимо предусмотреть прокладку сухотруба Ду 100, проложенного по одной стороне каждого ствола тоннеля с установкой на нём пожарных кранов Ду 65. Расход воды для целей внутреннего противопожарного водопровода следует предусмотреть 2x5 л/с. Расстояние между пожарными кранами определяется по расчету. Сухотруб следует оборудовать патрубками диаметром 89 (77) мм, оборудованными вентилями, обратными клапанами и соединительными головками ГМ-80, предназначенными для подключения пожарных автомобилей.

Места расположения соединительных головок для подключения пожарных автомобилей следует обозначать знаками пожарной безопасности.

Сухотруб следует предусматривать из стальных бесшовных труб.

На пониженных участках сухотруба следует предусматривать спускные краны Ду15.

Систему автоматического газового пожаротушения следует предусматривать для следующих сооружений тоннеля: кабельного подполья подземных трансформаторных подстанций, помещений аппаратных и серверных, расположенных в притоннельных сооружениях, кабельных коллекторов. Параметры системы должны быть предусмотрены в соответствии с требованиями СП 5.13130.

Отдел пожарного контроля ГБУ «ЦЭИИС», при проведении проверок противопожарного состояния городских тоннелей, особое внимание уделяет соответствию применяемых строительных материалов и монтажу автоматических систем противопожарной защиты требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации по пожарной безопасности.


Статью подготовил:

Начальник Отдела пожарного контроля ГБУ «ЦЭИС» Григорьев Д.В.