RSS

История развития пожарных автолестниц

10:26 17.04.2018
ГОСТ Р 52284-2004 «Автолестницы пожарные. Общие технические требования. Методы испытаний» определяет пожарную автолестницу как пожарный автомобиль со смонтированной на его шасси механизированной выдвижной и поворотной лестницей.

Первой механической автолестницей можно назвать механическую лестницу, запроектированную слесарем Пётром Дальгреном. Императорская академия наук и художеств в Санкт-Петербурге в 1777 году утвердила проект механической лестницы, не имевшей аналогов в мире. Это была площадка, поднимавшаяся специальным механизмом с помощью рычагов на высоту 20 метров.

В 1809 году русский механик Кирилл Васильевич Соболев создал первую трёхколенную выдвижную лестницу. Уже через год, архитектор Вильям Гесте (англ. William Hastie, в России — Василий Иванович) создаёт пятиколенную лестницу, с помощью которой можно подняться на 17-метровую высоту. В «Практическом наставлении брандмейстерам…», опубликованном в 1818 году, записано: «…лестница механическая о пяти коленах, кои одно из другого вытягиваются…».

В конце 19 века российские пожарные имели на вооружении очень громоздкие и маломаневренные выдвижные лестницы конструкции Лобова на 4 колесных конных повозках, которых производили в мастерских Петербургского пожарного депо.

В 1895 году А.А. Сергеев изобрел механическую лестницу, известную как «лестница образца 1895 года», которая из-за своей прочности и маневренности получила широкое распространение и ставшей доброй помощницей пожарных на долгие годы.

пожар01.png

Города росли, население увеличивалось, количество пожаров росло. К пожарной безопасности всё время повышали требования. Одно из них состояло в скорейшей доставке к месту бедствия пожарной техники, в том числе и выдвижных лестниц, которые вкатывали руками на специальные телеги в сложенном состоянии, возили на конных ходах, по прибытии скатывали вручную на землю, поднимали, выдвигали и устанавливали строго вертикально. Все это занимало немало времени, требовало усилий, внимания, сноровки. Меж тем улицы городов заполнялись автомобилями, причем с каждым годом все более совершенными. И людям, профессионально занятым борьбой с огнем, очень хотелось использовать при этом самоходные экипажи. В 1920 году московские пожарные приспособили шасси трехтонного грузовика «Берлие» для транспортировки лестницы «Магирус». Опыт оказался удачным, однако дефицит автомашин не позволил распространить его.

Шли годы, росла актуальность доставки на пожар выдвижных лестниц. В Ленинградской пожарной охране (далее — ЛПО) решили имевшиеся у них деревянные выдвижные лестницы образца 1912 года возить на автонасосах Я-3. Разработали три проекта доработки автомобиля. Выбрали лучший и заказали три образца ленинградскому заводу «Свет и сила». Завершили эту работу 15 сентября 1932 года.

пожар04.jpg

Нашей промышленности в предвоенные годы так и не удалось освоить изготовление выдвижных лестниц. А вот «Магирусы» и «Метцы», установленные на ЗИС-6, работали долгие годы. Их заменяли отечественными образцами АМ-32 и АМ-45 лишь с 1955 года К-30 успешно работали до середины 60-х годов, когда их полностью сняли с эксплуатации.

пожар02.jpg

Чем выше строились здания, тем длиннее становились пожарные лестницы. Если первая запатентованная пожарная лестница была чуть менее 10 метров, а механическая поднималась до 20 метров, то к 2013 году пожарные автолестницы (АЛ-60 КАМАЗ-63501 (8х8), АЛ-60 TATRA-Т815 (6×6), Iveco Magirus M 60 L (DLK 60 CS)) уже способны осуществить подъем пожарных в верхние этажи зданий и сооружений на высоту до 60 метров.

пожар03.jpg

Коленчатые автоподъемники, как и пожарные автолестницы, служат для выполнения работ на пожаре, связанных с пребыванием людей на высоте. Они могут использоваться для подъема грузов, освещения места пожара прожекторами и для много другого. Современные коленчатые автоподъемники, такой фирмы как АО «Бронто Скайлифт Аб», на сегодняшний день способны осуществлять пожаротушение и спасания людей на больших высотах (112 метров).

Литература

1. Абрамов В.А. Глуховенко Ю.М., Сметанин В.Ф. История пожарной охраны. Краткий курс. Ч. I. Под ред. проф. В.А. Абрамова. - М., 2005.

Ильин В.В., Мешалкин В.А. История пожарной охраны России. М., 2003.


Cтатью подготовил:
Начальник отдела пожарного контроля Д.В. Григорьев

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати

В этом материале упоминаются:

Отдел пожарного контроля