RSS

Городской портал госуслуг
 

Влияние уплотнения асфальтобетонной смеси на качество дорожного покрытия

11:11 24.07.2017
Уплотнение асфальтобетонной смеси дорожного покрытия имеет большое значение в долговечности законченного объекта. Если уплотнение было выполнено неправильно, то как следствие появятся различные дефекты на дорожном покрытии («волны», трещины), повышается риск образования колеи, происходит шелушение покрытия.

Процесс уплотнения представляет собой увеличение плотности материала за счет приложения внешних сил. В дорожном строительстве несущая способность асфальтобетона, способность противостоять нагрузкам напрямую связана со степенью уплотнения, например, увеличение степени уплотнения на 1 % соответствует повышению прочности примерно на 10-12 %.

Асфальтобетонная смесь, произведенная на АБЗ, транспортируется к месту производства работ. В идеальном случае должен быть непрерывный поток грузовиков с асфальтобетонной смесью к асфальтоукладчику. Асфальтоукладчик необходим для распределения и предварительного уплотнения асфальтобетонной смеси.

Предварительное уплотнение асфальтобетонной смеси осуществляется асфальтоукладчиком, а окончательное производится катками. На сегодняшний день имеются различные типы катков для уплотнения, а именно: легкие вибрационные катки, пневмоколесные катки, статические гладковальцовые и вибрационные катки. После уплотнения необходимо иметь одинаковую толщину слоя и однородную степень уплотнения. Для горячей асфальтобетонной смеси на уплотняемость в большой степени влияет ее температура, температура смеси в начале уплотнения должна быть в пределах 100-145°С для различных асфальтобетонных смесей. Процесс уплотнения должен начинаться сразу же после укладки, основная часть уплотнения должна произойти при температуре выше 100° С, с целью гарантировать необходимую степень уплотнения. Например, осенью неуплотненная смесь теряет температуру на 5-7ºС в минуту. Уплотнение асфальтобетонных смесей, содержащих щебня более 50 % необходимо начинать при температуре не менее 150ºС. Уплотнение смесей при температуре 70-80ºС невозможно, за исключением смесей с содержанием ПАВ и активированного минерального порошка. А уплотнение слишком горячей смеси обычным катком может привести к образованию трещин и наплывов. Дефекты асфальтобетонного покрытия зачастую связаны именно с недостаточным уплотнением.

Асфальтобетон приобретает необходимые физико-механические свойства только после надлежащего уплотнения. В процессе уплотнения горячей асфальтобетонной смеси происходит взаимное сближение компонентов, перераспределение битума в смеси, сближенные частицы остаются связанными между собой битумом. После процесса уплотнения асфальтобетонной смеси, повышается объемная масса, слои дорожной одежды приобретают плотность, прочность, водоустойчивость, которые оказывают существенное влияние на эксплуатационные показатели асфальтобетонных покрытий.

Контроль качества уплотнения асфальтобетонных слоев дорожных одежд производится с помощью неразрушающих и разрушающих методов. В первом случае применяются ультразвуковые приборы, определяющие значения коэффициента уплотнения непосредственно на объекте строительства, во втором необходимо производить отбор образцов для последующих испытаний в лабораторных условиях.

Стандартный метод контроля за плотностью заключается в отборе образцов-кернов с помощью буровой установки (керноотборника). Плотность и водонасыщение определяют на образцах-кернах в лаборатории. Для определения плотности отбирают керны без трещин и сколов.

Следующий этап - высушивание образцов до того момента, пока их масса не станет постоянной. Для этого производится высушивание в течение не менее 60 мин при температуре до 50°С, далее производится охлаждение в течение не менее 30 минут и взвешивание. После получения постоянной массы определяется плотность образцов и водонасыщение. Масса определяется взвешиванием, объём определяется по методике гидростатического взвешивания.