RSS

Устройство дополнительных слоев оснований дорожной одежды

16:44 29.06.2017

Дополнительный слой основания, наряду с передачей нагрузок на земляное полотно, выполняет функции морозозащитного или дренирующего слоя.

Такая форма устройства позволяет дорожной одежде противостоять переувлажнению и хорошо сопротивляться сдвигу. Если в процессе проектирования принято решение о необходимости дополнительных слоев из минеральных материалов и грунтов, укрепленных вяжущими, то они должны иметь высокую сопротивляемость растяжению при изгибе.

Дополнительные слои классифицируют, как подстилающие и дренирующие. В зависимости от климатических и гидрологических условий указанные функции могут совмещаться.

Подстилающие слои имеют своей основной функцией увеличение прочности и морозостойкости дорожной одежды. Для определения толщины таких слоев исходят из условия обеспечения требуемой прочности всей конструкции дорожной одежды. Если есть необходимость использовать подстилающий слой одновременно в качестве дренирующего, тогда его выполняют на всю ширину земляного полотна.

Дренирующие слои имеют обширную историю применения в России (впервые стали применяться на дорогах в XIX веке при строительстве щебеночных и гравийных покрытий). Тогда под обочинами устраивали поперечные воронки, которые заполняли песком, для отвода воды из дренирующего слоя.

В современных условиях дренирующий слой устраивают по типу объемного поглотителя (рис. 1) или на всю ширину земляного полотна (рис. 2).

Рис. 1. Дренирующий слой по типу объемного поглотителя:

1 – покрытие; 2 – основание; 3 – дренирующий слой;

4 – капиллярная вода; 5 – растительный грунт

Рис. 2. Дренирующий слой на всю ширину земляного полотна:

1 –укрепленные обочины; 2 – основание; 3 – покрытие;

4 – дренирующий слой; 5 – растительный грунт; 6 – капиллярная вода

Дренирующий слой по принципу объемного поглощения строят в ситуации, если вода, которая будет попадать в слой, сможет разместиться в его порах в полном объеме.

В таком случае выпуска из этих слоев не делается, слои располагают только под дорожной одеждой. При повышении атмосферной температуры вода просачивается к грунтовым водам. Вода в дренирующем слое с некоторым запасом его по толщине на высоту капиллярного поднятия не оказывает вредного воздействия на дорожную одежду.

Для снижения толщины дренирующего слоя и обеспечения выхода воды из него целесообразно устраивать дренирующие слои на всю ширину земляного полотна. В этих случаях очень важно обеспечить земляному полотну требуемый поперечный уклон.

Наиболее распространенным материалом для дренирующих слоев является песок. Чем крупнее песок и меньше в нем пылевато-глинистых частиц, тем выше его фильтрующие и водоотводящие свойства. Для дренирующих слоев желательны пески с коэффициентом фильтрации не менее 3 м/сут, гравий, шлак, щебень, которые обладают большой прочностью и коэффициентом фильтрации.

Крупнозернистые материалы особенно целесообразны, потому что имеют больший модуль упругости, чем песок, и слой из них может удовлетворять требованию подстилающего и теплоизолирующего слоев.

Строительство дренирующих слоев состоит из следующих рабочих операций: доставка материала автомобилями-самосвалами и высыпание его в кучи на земляное полотно; разравнивание материала автогрейдером путем круговых проходов после вывоза всего материала на захватку или бульдозером сразу же после доставки каждой его партии; увлажнение материала до оптимальной влажности и уплотнение пневмоколесными или комбинированными катками.

При уплотнении песчаных слоев следят за сохранением в материале оптимальной влажности. В жаркие солнечные дни расход воды увеличивают.

В настоящее время значительное распространение в дорожном строительстве получили рулонные геосинтетические материалы, такие как Дорнит, Typar и другие. При строительстве земляного полотна и дренирующих слоев их успешно применяют для ускорения отвода воды и уменьшения ее притока. При этом синтетический материал выполняет функции армирования, что позволяет снизить толщину дренирующего слоя.

Рис. 3 Укладка геосинтетического материала.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о значительном влиянии дополнительных слоев дорожной одежды на прочность и долговечность всех конструкций дорожной одежды. В связи с чем необходимо проведение тщательного контроля за качеством проводимого устройства и применяемого строительного материала при устройстве дополнительных слоев дорожных одежд как со стороны непосредственных исполнителей работы так и со стороны государственных контролирующих органов.

Так за первое полугодие 2017 года отделом ООГКСДО было проведено 45 обследований конструкций дополнительных слоев дорожных одежд на предмет установления соответствия свойств применённого материала и качества его устройства требованиям проектной и нормативной документации. Из них 40 обследованных конструкций выполнено из песчаного и 5 из крупнообломочного (щебеночного) материала.

По результатам испытаний, выполненных Лабораторией испытаний конструктивных слоев дородных одежд и грунтов выявлено 38 фактов несоответствия качества проведенных работ и использованного материала требованиям нормативной и проектной документации при устройстве дополнительных слоев дорожной одежды. Основным видом нарушений для песчаных конструкций песчаных конструкций явились недостаточные фильтрационные характеристики применяемого материала (основной причиной данного нарушения является значительное содержание пылевидных и глинистых частиц в используемом материале), для крупнообломочного материала главными явились нарушения зернового состава (в основном это применение материала несоответствующего проектным требованиям по его виду).

На основании вышесказанного можно сделать вывод о недостаточном качестве входного контроля при приемке поступающего строительного материала на объекте. Зачастую приемка материала осуществляется путем передачи паспорта на привезенный материал без подтверждения его свойств местной лабораторией, что приводит к использован некачественных материалов. Следовательно необходимо проведение еще более тщательного контроля на всех этапах устройства дополнительных слоев дорожных одежд (от приемки материала до подписания акта на скрытые работы)с целью повышения эксплуатационных показателей и долговечности всех слоев дорожной одежды.

Литература

1. Шестоперов С.В. Дорожно-строительные материалы. Ч. 1. Учебник для вузов. М. : «Высшая школа», 1976. – 256 с.

2. Ольховиков В.М. Строительство дорожных оснований: Учебное пособие – М. : ООО «Техполиграфцентр», 2008. – 55 с.

3. Справочник дорожных терминов / Под ред. д-ра техн. наук проф. В. В. Ушакова. – М. : «ЭКОН – ИНФОРМ», 2005. – 256 с.

4. http://www.archplatforma.ru/index.php?act=2&stchng=1&tgid=108&stchng=2&stchng=1&stchng=2&stchng=1&stchng=2

5. Строительство автомобильных дорог: учебник / коллектив авторов; под ред. В.В. Ушакова и В.М. Ольховикова. – М. : КНОРУС, 2013. – 576 с.

Материал подготовили:

Инженер Проказова Н.А.

Ведущий инженер-эксперт Разволяев М.А.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати