RSS

Городской портал госуслуг
 

Состояние дорожной отрасли в Великую Отечественную войну

13:23 21.04.2017

Начавшаяся Великая Отечественная война заставила перестроить всю жизнь страны на военный лад и предъявила исключительно высокие требования к транспорту, в том числе и автомобильному. Значение автомобильных дорог возросло не только в связи с насыщением войск различными видами военной техники и механизированного транспорта, но и вследствие характера современной войны с ее высокой маневренностью. Массовое разрушение железных дорог усилило значение автотранспорта и автомобильных дорог.

д-1.jpg


Немецко-фашистские войска подорвали и вывели из строя 91 тыс. км автомобильных дорог и 90 тыс. мостов общим протяжением 980 км. Они предпринимали также специальные меры для того, чтобы максимально затруднить последующий ремонт дорог. Для этого взрывали мосты, а зачастую и подходы к ним на протяжении 100 – 150 м с каждой стороны. В трубы под высокими насыпями закладывали по 4 -5 крупных авиабомб. Такой взрыв уничтожал не только саму трубу и насыпь над нею, но поднятый взрывом грунт разлетался по сторонам так, что вторично использовать его было практически нельзя. Взрывая дорожные одежды и земляное полотно, вражеские инженеры выбирали для повреждения такие места, где дорога шла через болота или поймы рек. В итоге организация объездов либо чрезвычайно затруднялась, либо вовсе становилась невозможной.

Для дорожного обеспечения войск были созданы военно-дорожные части. Дорожные организации мирного времени, в первую очередь Гушосдор (Главное управление шоссейных дорог), стали привлекаться к работам, имеющим военное значение. Кадры и материальная база этих организаций были использованы при формировании военно-дорожных подразделений. Значительная часть инженерно-технических кадров была мобилизована в ряды Красной армии, прежде всего в ее инженерные и дорожные войска. В начале войны выполнение ряда задач военно-дорожного характера было возложено на Гушосдор, который приступил к организации военно-дорожных батальонов и управлений уполномоченных при штабах фронтов и армий. Они комплектовались личным составом, автомобилями и дорожными машинами за счет ресурсов Гушосдора. В его системе было создано специальное Управление военно-дорожных работ, а также образованы местные управления этими работами и управления мостостроительных работ. В прифронтовой полосе местные дорожные организации Главдорупров при Совнаркомах республик были подчинены Гушосдору, что обеспечивало сосредоточение всех сил дорожников на наиболее важных объектах и направлениях и необходимую координацию действий дорожных организаций.

Численность военно-дорожных частей к концу 1942 года превышала 8% от численности боевого состава Красной армии. Их деятельность заключалась прежде всего в восстановлении и строительстве дорог, мостов и переправ, их ремонте, содержании и охране. Они осуществляли также регулирование движения и техническое обслуживание автомобилей.

д-2.jpg

Всего за годы войны дорожные войска обеспечили перевозки по 300 тыс. км военных дорог, восстановили и построили, усилили и отремонтировали 97 тыс. км дорог и более 1 млн. пог. м мостов.

Дорожники системы Гушосдора за 3 года войны построили и реконструировали 8 тыс. км дорог, построили и восстановили около 70 тыс. пог. м мостов, отремонтировали и привели в проезжее состояние свыше 34 тыс. км дорог и 157 тыс. пог. м мостов. Кроме того, на всей сети дорог союзного значения осуществлялся текущий ремонт и более чем на 25 тыс. км – зимнее содержание.

Дорожники Главдорупра Совнаркома РСФСР за это время построили и восстановили 11,4 тыс. км дорог и около 300 тыс. пог. м искусственных сооружений. Ими был выполнен капитальный ремонт около 20 тыс. км дорог и текущий ремонт – на 200 тыс. км.

На военных дорогах широко применялись деревянные покрытия. Типы применявшихся деревянных дорожных покрытий за время войны претерпели изменения. В начальный период войны хворостяные выстилки рассматривались как основной тип укрепления дороги древесными материалами. Однако опыт показал, что они не выдерживают автомобильного движения. После этого стали строить бревенчатые настилы, которые, будучи достаточно прочными, оказались неудобными для движения, вызывая тряску. Поэтому с конца 1942 года основным типом деревянных покрытий военно-автомобильных дорог стали колейные, применявшиеся до войны на лесовозных дорогах.

Для улучшения проезда по грунтовым дорогам в небольших объемах стали использовать методы укрепления грунтов, в основном органическими вяжущими. При восстановлении и строительстве новых щебеночных покрытий наряду с использованием щебня широко применяли такие материалы, как песчано-гравийные смеси, шлак, кирпич.

д-3.jpg

В годы Великой Отечественной войны дорожники добились определенных достижений в развитии новых методов организации работ, в частности по применению поточного метода строительства, позволившего значительно увеличить производительность труда.

Несмотря на тяжелые условия военного времени, научно-исследовательская работа в области дорожного строительства не прерывалась. Она проводилась в направлении: расширения ассортимента местных строительных материалов, разработки методов укрепления грунтов, технологии смешения на дороге минеральных материалов с органическими вяжущими, а также широкого применения деревянных конструкций при строительстве дорожных покрытий и мостов.

На основании проведенных научно-исследовательских работ в 1943 году Гушосдор издал составленное сотрудниками ДОРНИИ Наставление по военно-дорожным работам. В этом же году штаб инженерных войск Красной армии выпустил Наставление по военно - дорожному делу для инженерных войск. В 1944 году Главное дорожное управление Красной армии разработало Технические условия на проектирование, восстановление и постройку мостов и труб на автомобильных дорогах.

Во время Великой Отечественной войны дорожники самоотверженно трудились как на фронте, так и в тылу. Их ответственная работа была неоднократно отмечена в приказах военного командования практически всех фронтов. Многие тысячи дорожников были награждены орденами и медалями. Героический военный и трудовой подвиг совершили и такие известные ученые МАДИ, как: Валерий Федорович Бабков, Юрий Александрович Степанов, Леонид Леонидович Афанасьев, Николай Васильевич Орнатский, Сергей Владимирович Шестоперов и многие другие.

Материал подготовила

инженер ЛИКСДОиГ Проказова Н.А.

Литература

1. Кудрявцев А.С. Очерки истории дорожного строительства в СССР (послеоктябрьский период) – М. : «Научно-техническое издательство автотранспортной литературы», 1957. – 366 с.

2. Сорокин Ю. Замороженная история // Автомоб. дороги. -1996. - № 10. – с. 6 – 10.

3. Справочник дорожных терминов / Под ред. д-ра техн. наук проф. В. В. Ушакова. – М. : «ЭКОН – ИНФОРМ», 2005. – 256 с.

4. Транспорт России. Исторические очерки. Краткий исторический очерк развития и деятельность Ведомства путей сообщения за сто лет существования (1798 – 1898 гг.). – М. : ООО «Издательство «Пан пресс», 2009. – 272 с.

5. http://www.e-reading.by/illustrations/81/81552-i_077.jpg

6. http://magspace.ru/uploads/2010/05/09/13970/magspace.ru_De.jpeg

7. http://www.golubi-tyumen.ru/foto/1-2_b.jpg

8. http://www.madi.ru/



Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати